среда, 3 января 2018 г.

Дед Мороз из папье-маше. Реставрация

Всем доброго дня! Сегодня я хочу показать вам очень важную для меня работу. Впервые мне в руки попал такой старый экспонат. Этот Дед Мороз из папье-маше был выпущен на фабрике "Ленигрушка" 12 марта 1952 года.

Мы обнаружили его на полке в темном углу веранды купленной дачи. Произошло это несколько лет назад. Тогда я бережно поместила его в пакет и перевезла домой. Долго не решалась что-либо с ним делать. И вот, изучив несколько статей о принципах реставрации, взялась за работу.

Реставрация бывает двух видов - коммерческая и музейно-научная. Вторая мне, конечно же ближе, но все же нужно придать более презентабельный вид, так как хочу подарить этого Деда Мороза маме. Так что буду делать нечто среднее, чтобы и следы времени сохранить, и чтобы выглядел достойно.

Итак, этап первый. Исследование. Извлекаю старичка из пакета, осматриваю, изучаю характер и масштаб повреждений.



Кроме пыли, грязи, паутины наблюдается множество повреждений различных видов. Это растрескивание и осыпание красочного покрытия, отслоение бумаги у основания фигуры, потертости, небольшие трещины и  мелкие вмятины.



Этап второй. Раскрытие.
Здесь, конечно же, нет более поздних наслоений, так что моя задача - максимально очистить от грязи.

Вооружаюсь двумя кисточками - очень мягкой и более упругой, так как еще не знаю, какие усилия придется приложить, чтобы очистить деда от грязи. Мягкая кисть не справилась с поставленной задачей, и пришлось чистить его более жесткой синтетикой. 

После удаления пыли дед все еще был слишком грязным, и я решила попробовать протереть его влажным ватным диском. Сначала чуть-чуть в незаметном месте, и, убедившись, что покрытие терпит такое вмешательство, аккуратно протираю его.


Теперь картина становится более ясной. Краски стали ярче, а мелкие детали виднее. Теперь хорошо видно, что экспонат в не таком уж и плохом состоянии. Все поправимо.




Этап третий. Консервация.
Заражения плесневыми грибами не на наблюдается, так что дезинфекция не нужна.
На акриловый матовый лак подклеиваю отслоившуюся бумагу. Затем этот же лак разбавляю водой 1:1 и покрываю этим составом всю фигуру, чтобы защитить ее от дальнейшего разрушения.

Этап четвертый. Реконструкция.
С помощью текстурной пасты заделываю вмятины, трещины и сколы. Работаю пальцами. Рядом стоит чашка с водой, чтобы смачивать пальцы и разглаживать поверхность.



Окрашивание.
Использую акриловые матовые краски. Но обязательно в разведенном виде. Мне нужна полупрозрачная текстура. Ее задача - проявить, освежить первоначальное покрытие, а не закрасить его наглухо. Поэтому тщательно подбираю цвета на палитре и развожу водой.

В тех местах, где наблюдаются повреждения, наношу еще 1-2 слоя такой краски, добиваясь нужной мне укрывистости. Стараюсь не закрашивать полностью дефекты, а только делать их менее заметными. Видны они только при ближайшем рассмотрении, а в целом не бросаются в глаза.


Здесь хорошо видна разница между окрашенными и неокрашенными местами. Сквозь полупрозрачную краску видна прежняя поверхность, но смотрится она теперь гораздо чище и свежее.



 Кайма на подоле шубы, к сожалению, почти полностью утрачена. Лишь на отдельных участках сохранились ее небольшие фрагменты, по которым я могу судить о ширине этой полоски.


Таким образом постепенно, деталь за деталью окрашиваю всю фигуру.

Вот такая игрушка получилась в результате. Издалека выглядит так, словно на дворе пятьдесят второй год. И только вблизи можно понять, что дедуля жизнь повидал. 65 лет как-никак!







Над некоторыми деталями пришлось поработать более пристально. Например, у лошадки не сохранились ушки и глаза. Долго разыскивала в интернете фотографии таких же Дедов Морозов, пока не нашла ту, на которой видны эти ушки.

А вот глаза на том фото почему-то совсем не было. Так что лошадиный глаз - это моя самодеятельность, и я не очень довольна, что пришлось к ней прибегнуть. "Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза", так что если мне все же удастся найти фото лучшего качества, я обязательно это исправлю.


Благодарю за внимание всех заглянувших. Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой опыт. 

Желаю успехов в Новом году! Всем пока, и до встречи!

3 комментария:

  1. Спасибо очень ценная информация!

    ОтветитьУдалить
  2. Вы - огромная молодец! Работа, которая вами проделана очень важна для сохранения таких редких экспонатов. Число ватных и пресс опилочных дедушек с каждым годом неукоснительно уменьшается. Здорово, когда спасаются такие экспонаты.

    ОтветитьУдалить